Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Я думаю большинство из тех кто читает этот пост, слышали про такую вещь как арт-терапия.
Сегодня я хочу немного рассказать об одном из видов групповой арт-терапии, а именно процессуальной сказкотерапии.
Процессуальная сказкотерапия принадлежит к семейству расстоновок (наиболее яркими представителями которого являются психодрамма и расстановки по Хеллингеру). В основе этого метода психотерапии лежат идеи Юнга, Минделла и Проппа.
Собственно в идея Проппа и содержится весь цимес. Но обо все по порядку.
Во первых Пропп, не был психологом ни разу, а был он лингвистом. И изучал Пропп сказки. Сказки он изучал разные: народные и авторские; бытовые и про зверей. Но нам интересны его исследования в области волшебной народной сказки.
Почему именно такой вариант? Об этом чуть позже.
Итак изучая народные волшебные сказки, Пропп выяснил, что структура таких сказок у все народов одинакова.
Вкратце она заключается в следующем.
Живет в сказке главный герой (назовем его протогонист). Живет он себе, никого не трогает, в общем счастлив он. Но тут приходит какая то сволочь (назовем для приличия ее антогонистом) и отнимает это счастье.
Ну и че делать нашему герою? Отправляется он возвращать свое счастье. Но антогонист, зверюка сильная, просто так счастье не вернет, а своими силами протогонист его не одолеет. Ему для этого нужен волшебный дар (например меч кладенец).
А где этот волшебный дар получить? А получить его можно у Дарителя. Но даритель он тоже сволочь (хоть и не такая как антогонист), и волшебный дар он даст, только если протогонист что то сделает для него (Например поработает на дарителя бесплатно 30 лет и 3 года). Но все не так печально. У протогониста обычно есть помощники. Они конечно не будут делать работу за главного героя, но могут помочь чем то другим (например советом или добрым словом). Правда и они помогают, не просто так, а потому что когда то давным давно, главный герой помог им.
Итак получил наш главный герой волшебный дар, дальше он идет к антогонисту и мочит его в сортире... Потом берет свое счастье и возвращается домой. Усе хэппи энд.
В волшебной сказке роли могут совмещаться (например антогонист и даритель), могут появлятся другие персонажи... Но структура неизменна
Чуть выше я обещал рассказать почем мы используем в терапии именно волшебную сказку. На то есть несколько причин:
1. Такие сказки хорошо иллюстрируют жизнь
2. Это великолепнейшая метафора для проблемной ситуации "было счастье, а потом появилась проблема и счастью кирдык"
3. Такие сказки несут послание: "Для того что бы чего то получить, надо что то сделать"
4. Написание волшебной сказки терапевтично само по себе
Итак про Проппа я рассказал. Но при чем тут Минделл и Юнг. Что ж расскажу и о их влиянии.
Как происходит терапия? Сначала клиент сочиняет сказку (в этом ему помогает терапевт, который напоминает о структуре сказки, и всячески поддерживает клиента).
Потом с помощью терапевта он обозначает роли (это могут быть как живые персонажи, так и неодушевленные предметы, например камни и деревья).
Дальше следует очень важный шаг. Клиент распределяет роли. То есть каждый член группы (кроме терапевта и клиента естественно), получает свою роль.
Как вы догадались здесь на сцену вступает Юнг с его теориями на тему всеобщего бессознательного.
Ну вот выбор произошел и в этот момент терапевт говорит волшебную фразу:
"Все слышали сценарий. А теперь играйте так как чувствуете и хотите. Если посчитаете нужным, то вы можете от сценария отклонится, либо наоборот его придерживаться"
В результате обычно, сказка идет не так как написано в сценарии и выявляются ошибки структуры (которые в дальнейшем помогают увидеть ситуацию по новому). Как вы наверно понимаете, этот трюк свиснут из процессуальной терапии Минделла.
Вы думаете терапия на этом закончилась? Как бы не так.
После того как скака сыграна, следует три круга.
В первом круге человек говорит что он делал и чувствовал будучи героем сказки
Во втором круге разбирается структура сказки (кто был на самом деле главным героем, дарителем, антигероем, в чем на самом деле заключался волшебный дар и т.д. и т.п.)
И третий круг самый важный вопрос. "Как то что вы делали в сказке связано с вашей жизнью?"
В заключение хочу отметить, процессуальной сказкотерапии очень важным терапевтическим инструментом является метафора. Потому что она позволяет вытащить из бессознательного то что там глубоко запрятано.
Сегодня я хочу немного рассказать об одном из видов групповой арт-терапии, а именно процессуальной сказкотерапии.
Процессуальная сказкотерапия принадлежит к семейству расстоновок (наиболее яркими представителями которого являются психодрамма и расстановки по Хеллингеру). В основе этого метода психотерапии лежат идеи Юнга, Минделла и Проппа.
Собственно в идея Проппа и содержится весь цимес. Но обо все по порядку.
Во первых Пропп, не был психологом ни разу, а был он лингвистом. И изучал Пропп сказки. Сказки он изучал разные: народные и авторские; бытовые и про зверей. Но нам интересны его исследования в области волшебной народной сказки.
Почему именно такой вариант? Об этом чуть позже.
Итак изучая народные волшебные сказки, Пропп выяснил, что структура таких сказок у все народов одинакова.
Вкратце она заключается в следующем.
Живет в сказке главный герой (назовем его протогонист). Живет он себе, никого не трогает, в общем счастлив он. Но тут приходит какая то сволочь (назовем для приличия ее антогонистом) и отнимает это счастье.
Ну и че делать нашему герою? Отправляется он возвращать свое счастье. Но антогонист, зверюка сильная, просто так счастье не вернет, а своими силами протогонист его не одолеет. Ему для этого нужен волшебный дар (например меч кладенец).
А где этот волшебный дар получить? А получить его можно у Дарителя. Но даритель он тоже сволочь (хоть и не такая как антогонист), и волшебный дар он даст, только если протогонист что то сделает для него (Например поработает на дарителя бесплатно 30 лет и 3 года). Но все не так печально. У протогониста обычно есть помощники. Они конечно не будут делать работу за главного героя, но могут помочь чем то другим (например советом или добрым словом). Правда и они помогают, не просто так, а потому что когда то давным давно, главный герой помог им.
Итак получил наш главный герой волшебный дар, дальше он идет к антогонисту и мочит его в сортире... Потом берет свое счастье и возвращается домой. Усе хэппи энд.
В волшебной сказке роли могут совмещаться (например антогонист и даритель), могут появлятся другие персонажи... Но структура неизменна
Чуть выше я обещал рассказать почем мы используем в терапии именно волшебную сказку. На то есть несколько причин:
1. Такие сказки хорошо иллюстрируют жизнь
2. Это великолепнейшая метафора для проблемной ситуации "было счастье, а потом появилась проблема и счастью кирдык"
3. Такие сказки несут послание: "Для того что бы чего то получить, надо что то сделать"
4. Написание волшебной сказки терапевтично само по себе
Итак про Проппа я рассказал. Но при чем тут Минделл и Юнг. Что ж расскажу и о их влиянии.
Как происходит терапия? Сначала клиент сочиняет сказку (в этом ему помогает терапевт, который напоминает о структуре сказки, и всячески поддерживает клиента).
Потом с помощью терапевта он обозначает роли (это могут быть как живые персонажи, так и неодушевленные предметы, например камни и деревья).
Дальше следует очень важный шаг. Клиент распределяет роли. То есть каждый член группы (кроме терапевта и клиента естественно), получает свою роль.
Как вы догадались здесь на сцену вступает Юнг с его теориями на тему всеобщего бессознательного.
Ну вот выбор произошел и в этот момент терапевт говорит волшебную фразу:
"Все слышали сценарий. А теперь играйте так как чувствуете и хотите. Если посчитаете нужным, то вы можете от сценария отклонится, либо наоборот его придерживаться"
В результате обычно, сказка идет не так как написано в сценарии и выявляются ошибки структуры (которые в дальнейшем помогают увидеть ситуацию по новому). Как вы наверно понимаете, этот трюк свиснут из процессуальной терапии Минделла.
Вы думаете терапия на этом закончилась? Как бы не так.
После того как скака сыграна, следует три круга.
В первом круге человек говорит что он делал и чувствовал будучи героем сказки
Во втором круге разбирается структура сказки (кто был на самом деле главным героем, дарителем, антигероем, в чем на самом деле заключался волшебный дар и т.д. и т.п.)
И третий круг самый важный вопрос. "Как то что вы делали в сказке связано с вашей жизнью?"
В заключение хочу отметить, процессуальной сказкотерапии очень важным терапевтическим инструментом является метафора. Потому что она позволяет вытащить из бессознательного то что там глубоко запрятано.
Она даже упоминает про то что их проигрывают