1. ЧТО ТАКОЕ ДИСТРЕСС
читать дальшесредневекового английского и вначале произносилось как «дистресс».
Первый слог постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания».
Теперь эти слова имеют различное значение, несмотря на общность
происхождения. «Стресс» в переводе с английского означает «давление,
нажим», а «дистресс» - «страдание». Деятельность, связанная со стрессом,
может быть приятной или неприятной. Дистресс неприятен всегда [2;11].
Мы используем термин «дистресс» именно в этом смысле – как обозначение
психологической проблемы, приносящей страдание. Проблемы такого рода
имеют, по нашему мнению, общие для них происхождение, структуру и
закономерности функционирования. Таким образом, понятие «дистресс»
приобретает конкретный «физический» смысл.
1.1 Локализация
с траекторией движения очаровательной маленькой болонки. Почему-то его
шаг замедляется, в ногах появляется слабость, в груди ощущается холодок,
а лоб покрывается испариной. Он сворачивает на другую тропинку и делает
большой крюк, недовольно бормоча себе что-то под нос.
Откуда этот человек взял сведения о том, что пора пугаться? Ведь перед
ним – безобидное создание, которое он мог бы раздавить по неосторожности
носком ботинка. Проблема, очевидно, не в данной конкретной собаке.
Тогда – где?
Остается предположить, что в памяти человека из этой истории есть запись
о некоем монстре, который чем-то напоминал эту болонку. Например, тоже
был СОБАКОЙ, только представлявшей реальную угрозу ему или кому-то
находящемуся рядом. Таким образом, то, чего он сейчас пугается, что он
считает внешней проблемой, на самом деле - запись в памяти. Эта запись
дремлет где-то в подсознании и всплывает неожиданно, когда окружающая
действительность подает какой-то сигнал (например – «СОБАКА»). Причем,
даже тогда эта запись не осознается, и человек начинает бояться
безобидной болонки.
Данный случай – типичный пример дистрессовой реакции.
Итак, первый шаг к пониманию сущности дистресса заключается в принятии следующего утверждения: дистресс – это запись в памяти.
1.2 Структура
Чем отличается дистрессовая запись в памяти от любой другой?
Собственно, дистрессовой запись становится тогда, когда в цепочку
образов и суждений вплетается эмоция, связанная с травматической
ситуацией, и запутывает эту цепочку в клубок. Эта цепочка всплывает в
памяти вместе с застрявшей эмоцией при восприятии сигналов, напоминающих
о травматической ситуации.
Нашему человеку, встретившему болонку, кажется, что он продолжает
рассуждать логично, однако его логика спотыкается о застрявшую эмоцию и
идет уже нелогичным путем. Вы можете попытаться его убедить, что болонки
не представляют опасности для человеческой жизни (многие, в том числе и
многие психологи, этим и занимаются). Он может даже из вежливости с
вами согласиться. Но – страх останется. И каждый раз, когда он будет
сталкиваться с собакой, его шаг будет замедляться, ноги будут слабеть, а
лоб – покрываться испариной.
Теперь мы можем принять еще одно утверждение: дистресс – это клубок из мыслей и чувств.
В зависимости от травматической ситуации, в дистрессовый клубок может
вплетаться любая эмоция – страх, гнев, отвращение, печаль, стыд,
смущение, вина, даже радость и интерес.
1.3 Формирование
исследование истории с болонкой. Что за событие произошло когда-то с
человеком, теперь идущим по парку?
путем – при наличии ситуации опасности, связанной с собакой, и
отсутствии возможности ее избежать или ей противостоять. Например,
ребенок на велосипеде пытается удрать от собаки, сорвавшейся с привязи.
Это ему почти удается, но на пути оказывается канава, в которую ребенок и
падает. То есть, естественный способ отреагирования эмоции страха –
бегство – прерывается. Прерванная эмоция никуда не уходит, она
запечатлевается в памяти вместе с образом этой травматической ситуации и
ее деталями (цвет, запахи, звуки и т.д.). Любая из этих деталей может в
будущем стать сигналом к запусканию дистрессовой реакции, связанной со
страхом.
Итак, третье утверждение: дистресс – результат прерывания процесса отреагирования эмоции (или другого – физиологического или психологического – процесса).
Через какое-то время человек забывает о травматической ситуации. Но
при появлении сигнала, похожего на содержащиеся в дистрессовой записи,
им начинает управлять дистресс.
1.4 Последствия
В рассматриваемой нами ситуации человек видит не реальную маленькую
симпатичную болонку. Он видит СОБАКУ. Этот образ содержится в его
дистрессовом клубке. Травматический опыт, связанный с этим образом,
говорит ему, что СОБАКИ опасны. Автоматически им овладевает страх,
вплетенный в дистрессовый клубок. Это представляет собой так называемый стереотип восприятия.
неадекватно. Он изменяет траекторию своего движения, что было бы
логично при встрече с реальной опасностью. Но обычная логика здесь не
работает, так как вслед за страхом из дистрессового клубка поступает
конкретная команда: «СОБАК надо обходить!» То есть, встречи с СОБАКОЙ
надо всячески избегать, ибо борьба с ней – бесполезна. Так говорит
травматический опыт, поскольку когда-то каким-то образом был прерван
процесс этой борьбы. Этот опыт генерализуется, распространяется на все
ситуации, связанные с сигналами, запускающими дистрессовую реакцию.
Формируется дистрессовый стереотип поведения.
Наше четвертое утверждение, необходимое для понимания природы дистресса, состоит в следующем: дистресс ведет к стереотипизации восприятия и поведения.
Тем самым дистресс лишает человека свободного внимания и свободного выбора.
В жизни не остается места для спонтанности и творчества. Человек
уподобляется автомату, действующему по программе, запускаемой независимо
от его воли при появлении определенных сигналов извне. Эти сигналы
определяются содержанием дистрессовых записей в памяти. Таких
дистрессовых записей может быть много, и тогда жизнь человека становится
похожей на заезженную пластинку, где иголка каждый раз западает в одни и
те же царапины.
***
Обобщая все сказанное выше, дадим определение дистрессу:
Дистресс – это запись в памяти, представляющая собой клубок из мыслей и чувств, являющаяся результатом прерывания процесса отреагирования эмоции (или другого – физиологического или психологического – процесса) и приводящая к стереотипизации восприятия и поведения.
2. КАК РАБОТАТЬ С ДИСТРЕССОМ
читать дальше
- Установление контакта с клиентом
- Выявление стереотипов, симптомов и чувств, сопутствующих проблеме (диагностика дистресса)
- Построение противоречия стереотипу («удивить дистресс»)
- Принятие разрядки эмоций клиента
Рассмотрим подробнее понятия, связанные с каждым шагом.
2.1 Установление контакта
понятие контакта (раппорта, присоединения и т.п.), но определения этого
понятия у разных авторов существенно отличаются. Мы придерживаемся той
точки зрения, что для установления контакта с клиентом консультанту
необходимо соблюдать четыре условия:
- Принимать клиента
- Испытывать к клиенту интерес
- Верить в клиента
- Уважать клиента
Каждое из этих четырех условий заслуживает подробного рассмотрения.
2.1.1 Принятие
Примером отсутствия этого условия является ситуация, описанная в
одном из известных анекдотов: джентльмен приходит в зоопарк, видит
жирафа и говорит: «Такого зверя не бывает!»
Принятие клиента таким, какой он есть – внешнего вида и физического
состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций,
устремлений и желаний - этот принцип сформулирован гуманистическими
психотерапевтами [1;130-131]. Это означает то, что консультант воспринимает его, как реальный факт, а не следует за собственными стереотипами восприятия, не пытается его определить.
Консультант ничего не знает о клиенте заранее. Всякая предварительная диагностика, сбор информации о клиенте приносят в этом смысле больше вреда, чем пользы.
Консультант работает с тем, что происходит между клиентом и консультантом здесь и сейчас, даже если при этом они говорят о давно прошедших или будущих событиях. Он видит, слышит, чувствует, использует все свои каналы восприятия.
Принятие позволяет консультанту видеть, слышать и чувствовать клиента таким, какой он есть.
2.1.2 Интерес
Существует легенда о том, что изобретатель микроскопа Антон Ван
Левенгук сам микроскопа не изобретал. Изобрели его дети, играя с линзами
и трубкой, в которую они эти линзы вставляли. Левенгуку осталось только
запатентовать их изобретение.
Что позволило детям сделать то, чего не смог папа, постоянно работавший с линзами?
Папа, день ото дня полировавший линзы, доводил их до совершенства,
привычно используя потенциал только одной отдельно взятой. Это был его
стереотип.
что было у них в руках - двумя линзами и трубкой. И они случайно
наткнулись на возможность использовать потенциал сразу двух линз. У них
не было стереотипа, у них было то, чего не хватало отцу – поисковая активность. Двигал детьми, давая энергию их поисковой активности, интерес – обязательный компонент любой игры и творчества.
В консультировании изобретать и творить приходится всегда. Каждый клиент
– уникален как личность. Следствием этого факта является невозможность
составления рецептов многоразового действия. Ирвин Ялом написал:
«Хороший психотерапевт должен создавать терапию для каждого пациента»
[3;584]. Такая работа невозможна без поисковой активности,
энергию для которой может предоставить только интерес. Интерес к
личности клиента позволяет понять его язык, что необходимо для
совместного исследования проблемы и поиска решения на языке клиента.
Интерес к клиенту пробуждает поисковую активность консультанта в нахождении общего языка с клиентом и исследовании его проблемы.
2.1.3 Вера
основной работой которых является сопровождение отрядов милиции в
горячие точки. В условиях командировки им приходилось месяцами
находиться в небольших замкнутых коллективах и решать не только
медицинские вопросы, но и сталкиваться с возникающими между бойцами
отряда конфликтами.
Мы не строили ожиданий по поводу того, что получим на выходе, так как не
имели предыдущего опыта психологической работы с этим контингентом.
Занятия, которые мы проводили, не были тренингами в узком смысле слова –
мы не натаскивали участников группы на приобретение каких-либо навыков и
умений. Свою задачу мы видели в том, чтобы раскрыть механизм
возникновения психологических проблем и конфликтов, а также принципы
решения этих проблем. Материалом для этой работы были собственные
проблемы и опыт участников группы. Мы верили в то, что участники
способны самостоятельно использовать полученные знания и опыт решения
проблем в профессиональной и личной жизни.
Через полгода нам опять довелось встретиться с участниками этих
занятий. Изменения, которые с ними произошли, приятно нас удивили.
Во-первых, во время общего разговора за столом они внимательно слушали
каждого говорящего, не перебивая. Во-вторых, когда столкновение двух
точек зрения привело к возможности возникновения конфликта, они тут же
изобрели и применили оригинальный способ безопасной разрядки агрессии,
что доставило удовольствие им самим и позволило вернуться к прерванной
беседе. И, наконец, в-третьих, мы узнали, что все они в течение последних шести месяцев бросили курить.
А, как известно, избавление от химической зависимости возможно только
при проработке психологических проблем, к ней приводящих.
Вера в клиента и его способности освобождает консультанта
от системы ожиданий в отношении результатов консультирования и
позволяет передать ответственность клиенту за решение его собственных
проблем.
2.1.4 Уважение
Под уважением мы понимаем соблюдение прав другого человека.
Клиент имеет право чувствовать то, что он чувствует,
думать то, что он думает, быть тем, кто он есть – иметь тот жизненный
опыт, который у него есть. Он имеет право на выбор пути решения своих
проблем, право на ошибку. В ситуации консультирования он также имеет
право на конфиденциальность. Консультант является гарантом соблюдения
этих прав клиента.
Наличие прав предполагает и ответственность за результаты их
реализации. Например, клиент может принять решение ничего не менять в
своей жизни. При этом он берет на себя ответственность за то, что все
его проблемы останутся с ним. Задача консультанта – показав эту связь
прав и ответственности, сделать выбор клиента осознанным.
военнослужащим по призыву. Во время группового занятия этот молодой
человек заявил, что через два дня намерен повеситься. Мы не стали
оспаривать его право на это намерение и со всем уважением
отнеслись к его чувствам. Это позволило нашему клиенту в безопасной
ситуации исследовать всю цепочку последствий своего выбора и пережить
все чувства, возникающие в процессе работы. В результате молодой человек
не только отказался от прежних намерений, но и переосмыслил всю текущую
жизненную ситуацию в целом.
Однако у прав клиента есть определенные границы. Клиент не имеет права
нарушать права других людей, в том числе консультанта. Если клиент
своими действиями нарушает безопасность или причиняет вред кому-то
другому, то он выходит за пределы своих прав. В подобных ситуациях
консультант имеет право позаботиться о себе или ограничить права
клиента. Например, право на конфиденциальность не соблюдается, если
клиент сообщает консультанту о намерении совершить убийство.
***
Соблюдение четырех условий контакта со стороны консультанта обеспечивает безопасность ситуации консультирования и обязательно приводит к тому, что контакт через какое-то время становится двусторонним.
Это, в свою очередь, возвращает клиенту способность к контакту с
самим собой, другими людьми и окружающим миром и делает его способным к
дальнейшему самовосстановлению.
2.2 Диагностика дистресса
Все сказанное нами выше относится к любым дистрессам, является для
них общим. Перейдем к тому, что отличает один дистресс от другого. Это
важно, так как именно эти отличия определяют алгоритм дальнейшей работы с
каждым конкретным дистрессом.
Диагностика дистресса состоит в выявлении трех компонентов дистрессового материала: стереотипов, симптомов и чувств.
2.2.1 Стереотипы
Стереотип – это что-то повторяющееся и привычное, не требующее
включения сознания. Ходьба – это стереотипное движение. Жевание – тоже.
Вся наша жизнь пронизана стереотипами. Многие из них – полезны. Они
экономят время и энергию, которую пришлось бы потратить на обдумывание
дальнейшего шага. Но некоторые – абсурдны и поэтому деструктивны. Именно
они и являются основным материалом для работы психолога-консультанта.
Интересующие нас стереотипы можно отнести к трем разновидностям: стереотипы восприятия, стереотипы поведения и стереотипы контроля. Стереотипы восприятия и поведения содержатся в том, что излагает клиент. Стереотипы контроля – в том, как он это излагает.
2.2.1.1 Стереотипы восприятия
мира. «Все женщины – стервы, а все мужчины – сволочи». «Я – начальник,
ты – дурак». «Кто не пьет, тот стучит». И даже философское - «Нет в
жизни счастья». Мы привели несколько очевидно абсурдных, но при этом
очень живучих стереотипов восприятия, превратившихся в поговорки и
афоризмы и влияющих на наше мировосприятие. Если подойти к вопросу
объективно, то окажется, что не все женщины – стервы, не все мужчины –
сволочи, не все сволочи – мужчины. И даже, хотя все стервы – женщины, но
есть еще и стервецы-мужчины. В отличие от этой объективной точки
зрения, стереотип генерализует восприятие, говорит сразу обо всех и
всегда.
Дистрессовые стереотипы существуют по тем же правилам (собственно,
культуральные, традиционные стереотипы часто тоже являются
дистрессовыми, что свидетельствует о наличии в обществе проблем).
Главное правило можно сформулировать так: дистрессовые
стереотипы восприятия абсурдны, потому что генерализуют опыт
травматической ситуации, оценивая на его основе неоправданно широкий
круг отношений с окружающим миром.
первой главе, стереотип восприятия утверждает: «ВСЕ СОБАКИ ОПАСНЫ».
Диагностически важным в этом утверждении является слово «ВСЕ», так как
оно является признаком генерализации, приводящей к абсурду – человек
начинает бояться всех собак, не только реально опасных, даже маленькую
болонку. Диагностичными будут также слова: ВСЕГДА, НИКОГДА, НИКТО и им
подобные.
Иногда генерализация бывает неочевидной (может не быть обобщающих слов),
но обращает на себя внимание абсурдность в восприятии ситуации
клиентом. Например, клиент говорит о болонке: «Маленькое злобное
создание». С тем, что создание «маленькое» - трудно спорить. Но откуда
клиент знает, что оно «злобное»? Задав этот вопрос, можно выйти на
дистрессовое обобщение: «ВСЕ СОБАКИ ЗЛЫЕ».
2.2.1.2 Стереотипы поведения
обнаруживаются по тем же диагностическим признакам, что и стереотипы
восприятия – генерализация и абсурдность.
«Когда надо мной смеются, я ВСЕГДА грублю в ответ». «Когда меня
просят о помощи, я НИКОГДА не отказываю». «Когда я вижу собаку (или
бомжа, или пьяного и т.д.), то перехожу на другую сторону улицы». Это –
стереотипы поведения, представляющие собой устойчивые способы
реагирования на проблемную ситуацию, воспроизводящие поведение человека в
ситуации травматической.
Дистрессовые стереотипы поведения, включаясь
автоматически, лишают человека свободы выбора способа решения проблем,
и поэтому поведение человека в проблемных ситуациях становится
неадекватным и абсурдным.
2.2.1.3 Стереотипы контроля
Стереотипы контроля – это неосознаваемые действия, которыми
сопровождается рассказ или беседа. Это может быть покачивание ногой,
почесывание подбородка, верчение ручки в руках, появление в речи
слов-паразитов и т.д.
Появление стереотипов контроля свидетельствует о
неосознаваемом желании клиента держать под контролем свои чувства или о
высоком эмоциональном напряжении клиента.
Чтобы высвободить чувства, которые скрываются за стереотипами
контроля, консультант может отзеркалить стереотипные действия клиента
(повторить и усилить). Чувства при этом разряжаются, а стереотипы
контроля - уходят. В других случаях можно работать со стереотипами
контроля, как с симптомами.
2.2.2 Симптомы
Симптомы представляют собой любые телесные ощущения клиента,
возникающие в процессе работы с проблемой или сообщаемые им в рассказе о
событиях, связанных с проблемой: боль, мышечное напряжение, зуд, холод в
груди, сердцебиение, шум в ушах и тому подобное.
Телесные симптомы несут важную информацию о вытесняемых желаниях, подавляемых чувствах и неосознаваемых побуждениях клиента.
Выявление симптома, одушевление его и беседа с ним в технике смены
ролей часто оказывается достаточным для осознания путей решения проблемы
в целом.
2.2.3 Чувства
При работе с дистрессом консультанту важно обращать внимание на
чувства, возникающие у клиента во время консультации, и чувства, которые
он испытывал в тех ситуациях, о которых рассказывает. Самый надежный
способ узнать, что чувствует или чувствовал клиент – это просто спросить
у него, что он чувствует или чувствовал. В этом случае мы получаем
ответ на языке клиента, который можем использовать в дальнейшей работе.
Далеко не всегда клиент способен рефлексировать и обозначать свои
чувства. Например, клиент говорит нам, что он ничего не чувствует, но
при этом сжимает кулаки, играет желваками и покрывается пятнами. В
подобных ситуациях консультант может взять на себя роль зеркала и
показать клиенту его состояние, что обычно помогает осознанию чувств и
дальнейшей работе с ними.
2.3 Построение противоречия стереотипу
Построить противоречие стереотипу или «удивить дистресс» –
означает поступить неожиданно с точки зрения дистрессовых стереотипов
(восприятия или/и поведения).
В практике консультирования психологи используют разнообразные
алгоритмы построения противоречия стереотипам. Например, техника «смены
ролей»: если для нашего клиента привычно бояться собак, можно предложить
ему превратиться в собаку и начать гоняться за прохожими, роль которых
будет играть консультант. Чтобы произошла разрядка застрявшей в
дистрессовом клубке эмоции, консультанту необходимо точно передать и
усилить стереотипы поведения и особенности проявления чувств клиента в
прорабатываемой ситуации.
Строго говоря, для каждого клиента и для каждой проблемной ситуации
каждый раз создается свой оригинальный алгоритм построения противоречия
стереотипу. Это легче, чем может показаться. Как мы уже знаем,
дистрессовые стереотипы абсурдны, то есть содержат в себе
противоречие. Задача консультанта – это противоречие усилить и таким
образом сделать видимым для самого клиента. Именно на этом этапе
проявляется индивидуальность консультанта, ибо каждый консультант делает
это по-своему, давая свободу собственному творчеству.
2.4 Принятие разрядки
высвободить застрявшую в клубке памяти эмоцию и разрядить накопившуюся в
ней деструктивную энергию. Важно дать клиенту отреагировать эмоцию до
полной разрядки. Для этого консультант вместе с клиентом исследует пути
отреагирования эмоции:
- чтобы разрядить страх, клиент дрожит (важно, чтобы дрожали руки, ноги, плечи, голова – все тело), стучит зубами, кричит;
- чтобы разрядить гнев, злость, агрессию – бьет, рвет, скручивает и тоже кричит;
- чтобы разрядить печаль, горе – рыдает, то есть плачет с голосом, идущим от диафрагмы (тихий плач печали не разряжает);
- чтобы разрядить сложные чувства, такие как обида, ревность, зависть – необходимо разряжать простые эмоции, из которых они состоят.
Консультант помогает клиенту, поддерживая проявления эмоции,
показывая, как можно их усилить, или создавая пространство для их
усиления. Например, при разрядке агрессии клиента консультант принимает
ее, моделируя испуг, и таким образом создавая безопасную для клиента
обстановку для отреагирования эмоции.
На этом этапе консультант должен быть настойчив.
Часто клиенты проявляют сопротивление выражению эмоций, что обусловлено
культуральными, семейными или травматическими запретами. Однако без
прохождения этого шага в консультировании работа останется незавершенной
– дистрессовый клубок не будет распутан.Существуют определенные
признаки эффективной разрядки эмоций:
Эмоции |
Признаки разрядки |
Скука |
Оживленный рассказ; Изменение сюжета |
Легкий страх, раздражение |
Смех; Испарина |
Сильный страх |
Дрожь, холодный пот; Активные почки, кишечник; Крик |
Агрессия |
Горячий пот; |
Горе |
Свободное дыхание; Сон |
Эмоции, связанные с болью, напряжением |
Потягивание; Почесывание; Зевание |
Заключение
жизни человека может быть практически неограниченное количество, их
разнообразие – невелико. Существует всего несколько разновидностей
дистрессов:
- случайные страхи (например, страх собаки);
- страх отвержения (дистресс «Я недостаточно хорош»);
- изоляция (трудности в общении с различными категориями людей);
- беспомощность (ощущение неспособности справляться с жизненными проблемами);
- горе (переживание потери, по тем или иным причинам прерванное, недопрожитое);
- агрессия (деструктивная, неуправляемая агрессия);
- зависимость (химическая, игровая, эмоциональная и т.д.);
- страх выражать чувства (результат культуральных, семейных, травматических запретов).
Все перечисленные выше разновидности дистрессов имеют принципиально
одинаковый механизм формирования и функционирования. Этим определяется и
общность принципов работы консультанта с ними. Однако у них есть и свои
особенности, влияющие на содержание и ход работы.
Мы постарались, по возможности, дать основы методологии, на которой
базируется направление в психологическом консультировании, получившее
название «аффективного направления» гуманистической психотерапии. В этой школе психологического консультирования инструментом работы является личность консультанта. Это обуславливает предъявление жесткого требования: консультант должен регулярно прорабатывать собственные дистрессы
со своим консультантом. Чем больше у консультанта непроработанных
дистрессов, тем меньше у него остается свободного внимания, возможности
для творчества в работе и тем выше риск профессионального выгорания.
©URL записи
В такой же ситуации, могу тебе предложить написать страшную, страшную сказку, но со счастливым концом
Спасибо
Потому что он возник на почве единичной травматической ситуации. Именно поэтому он называется случайным...
А вот если ты долгое время жила в состоянии дистресса (например в семье практиковалось насилие), то в таком случае - это хронический дистресс. И соответственно с ним работы гораздо больше
Нет, у меня практически идеальная семья
Я и не утверждаю обратного. Я просто на примере попытался объяснить что такое случайный, а что такое хронический дистресс.
К себе в голову не пускаю никого... боюсь.
Ну в общем то я и не лезу
спасибо. Чувствую, эта информация будет полезной для меня.
Examine these finest tactics for Web-site advertising:
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Ssylki-dlya-raskrutki-sajta-562051-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Prodvinut-sajt-147297-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Ssylochnoe-prodvizhenie-691242-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Ssylki-dlya-seo-prodvizheniya-431787-12-05
https://telegra.ph/Prodvizhenie-sajta-ssylkami-Pokupka-ssylok-ehto-677910-12-05
If interested, compose to PM and ebook early entry