С одного из обучающих семинаров я кроме знаний, принес еще два рисунка, которыми хочу с вами поделится

1. Дерево сенсорной интеграции (на этом рисунке представлено этапы развития сенсорных систем)
читать дальше

Принципы организации запланированной игры. Итак что нам как специалистам нужно для игры с ребенком:
• В самом начале нам нужен ребенок, точнее его внимание. Если ребенок не здесь, а где-то в своем мире, то игры не получится. А будут сидеть двое. Ребенок занятый чем-то своим и взрослый, пытающийся добиться от ребенка непонятно чего. А как можно получить это внимание? Только заинтересовав ребенка чем либо. И этот интерес нам нужно будет и в дальнейшем поддерживать
• Во вторых нам нужно организовать пространство. То есть с одной стороны убрать все лишнее, что будет отвлекать ребенка. Помните, я писал в первой главе, что нашел контакт с ребенком через гитару? Так вот в дальнейшем эта гитара стала моим проклятьем, ибо как только ребенок видел ее, все остальное переставало существовать, так что, потом мне приходилось ее прятать.
• Так же специалист должен проговаривать все то, что он делает. Потому что это с одной стороны обогащает словарный запас ребенка, а с другой стороны успокаивает. Чтобы было наглядней, приведу пример из практики. Как то ко мне обратились с вопросом, почему слепой мальчик, как только выходит из группы, сразу садится на пол. Я предложил взрослому закрыть глаза, и как только она это сделала, резко дернул ее вперед. Вопрос был закрыт.
• Нужно давать ребенку время для ответной реакции и ждать ее. То есть специалист должен находиться в диалоге с ребенком. Конечно, этот диалог далеко не всегда будет на речевом уровне и поэтому наша задача, как специалистов, увидеть пути построения диалога. В то же время нужно учитывать, что иногда ребенку игрушка может быстро надоедать, либо у него будет переключаться внимание. Поэтому очень важно отслеживать и работать в темпе ребенка
• Еще одной важной вещью, в работе с особыми детьми, является поза. Когда человек находится, в слишком, неудобной позе он напряжен, и его внимание утекает в сторону напряжения, когда человек находится в слишком удобной позе, он расслабляется и засыпает. И принцип правильного позиционирования, важен как для ребенка, так и для специалиста. Для эффективной работы удобно должно быть всем.
• Игра должна соответствовать уровню развития ребенка и быть для него интересной. А еще желательно что бы в этой игре кроме интереса был еще и некий азарт. Вообще эмоциональная составляющая игры - это важный аспект
• В игре должна быть вариативность. Что бы у ребенка была возможность выбора (это подогревает его интерес и стимулирует развитие)
• В игре важны правила и ограничения. Что бы ребенок знал, что можно, а что нельзя.
• Важно показывать причинно-следственную связь. Есть действие, есть процесс, которые возникает из-за этого действия и есть результат, последствие действия и процесса
• В бихевиоризме есть такой термин «положительное подкрепление». Суть его в том, что мы всячески поддерживаем тот стереотип поведения который мы считаем адаптивным. Так вот мы должны поддерживать ребенка и тогда когда он делает что-то верно, и когда ошибается. В первом случае, мы его хвалим, а во втором объясняем, что ничего страшного не произошло и можно пробовать двигаться дальше. Это очень важный момент, так как ребенок, который не боится ошибаться, больше экспериментирует и соответственно быстрей развивается
• Уборка. Это тоже очень важный процесс, так как приучает ребенка к ответственности. Уборку при желании тоже можно превратить в игру и тогда она будет приносить удовольствие.
• Ну и наконец, прощание. Это тоже очень важно, так как помогает проставить границы между временем игры и временем для всего остального.


Ну и я решил добавить графическую схему (я получил ее на одном из семинаров и там почти все то же самое, только чуть по другому сформированое). К сожалению качество не очень, что бы очень (дневничок не спрашивай)

читать дальше