Недавно у себя на основном дневнике, написал пост о психологической этике.
Некоторое время назад я придумал одну метафору. Звучала она так "психологи они как хирурги - профессиональные сволочи, по живому режут".
Но сходство не только в этом. Неправильность действий психолога, вполне себе может ухудшить состояние клиента (ну или группы клиентов).
Поэтому профессионализм психолога зависит не только и не столько от уровня его теоретических знаний, и даже не от методической и методологической подготовки. Профессионализм психолога, прежде всего зависит от того насколько он способен строить свою деятельность, учитывая этические нормы и принципы.
Самый главный принцип психолога - это:
1.
НЕ НАВРЕДИ. читать дальшезаключается он в том, что психолог заботится о безопасности клиентов и не использует результаты работы им во вред Впрочем есть не менее важные принципы. Сейчас я их перечислю:
2.
Принцип конфиденциальностичитать дальшеОн заключается в том, что информация полученная психологом от клиента в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, в случае же ее разглашения, она должна быть представлена, таким образом, что бы не нанести вред клиенту (самый простой способ - это сделать клиента анонимусом). Впрочем в этом правиле, есть исключение. Если сокрытие информации, о которой рассказал клиент, может привести к тому что это нанесет вред самому клиенту или окружающим (как вариант школьник сказал что употребляет наркоту), то психолог обязан сообщить об этом. Если психолог хочет зафиксировать консультацию на технические средства (аудио-фото-видео носители) либо что бы на консультации присутствовал третий, он обязан получить на это разрешение клиента3.
Принцип добровольностичитать дальшеУчастие в психологических процедурах (диагностика, тренинги, коррекция, психоконсультирование и психотерапия), сугубо добровольное. причем клиент должен знать на что он идет и подписывается4.
Принцип компетентностичитать дальшеПсихолог постоянно повышает свою профессиональную компетентность, применяет надежные и валидные методы исследования. Психолог должен четко определять границы своей профессиональной компетенции (недавно я услышал, замечательную фразу, которая характеризует этот принцип: "Это у вас конечно психосоматика, но лечится то надо". Более того в целях оптимального выполнения своей задачи, психолог сотрудничает с другими психологами (например недавно один Мэтр от психологии спрашивал, у меня координаты, хорошего специалиста по специаьной психологии) и представителями смежных специальностей5.
Принцип профессиональной кооперациичитать дальшеЯ могу как угодно относится к другим специалистам и их методам работы, но в публичных высказываниях я отношусь к ним с уважением (впрочем к тем, кто не является психологом, а лишь пытается под него шифроваться - этот принцип не относится)6.
Принцип благополучия клиентачитать дальшеПсихолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры и характере проведения психодиагностики. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм. Он должен уважать клиента как личность и не допускать дискриминации по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям (если же все таки вы предвзято относитесь к клиенту, просто передайте его другому специалисту). Задача психолога состоит в том, что бы находить ресурсы у человека, а не пинать его, а его же недостатки7.
Принцип ответственностичитать дальшеПсихолог сознает свою профессиональную и этическую ответственность перед обществом за соблюдение данного кодекса, независимо от того, ведет он работу сам или работа идет под его руководством. Психолог несет ответственность а высказывания на профессиональные темы в СМИ и публичных выступлениях8.
принцип этической и юридической правомочностичитать дальшеПсихолог планирует и проводит свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и этическим кодексом9.
Принцип морально-позитивного эффектачитать дальшеПсихолог должен делать все возможное что бы определить те ситуации в которых психологические техники или инструментарий не могут быть адекватно использованы (нельзя работать на когнитивном уровне с человеком у которого умственная отсталость). Психолог не должен участвовать в деятельности, дискредитирующей психологию как науку