Здравствуйте. Меня зовут Лев Аркадьевич, я психолог. А это сообщество мой психологический кабинет. Здесь, вы можете получить профессиональную психологическую помощь и узнать что то новое о такой отрасли прикладной психологии, как психоконсультирование


Для того что бы посетителям данного сообщества было безопасней ввожу ряд правил
Правила
читать дальше




Задать вопросы и получить на них ответы можно здесь.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:11 

FAQ

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Вопрос: С какой целью вы создали это сообщество?
Ответ: Я преследую несколько целей

1. Оказание первичной психологической помощи
2. Самореклама
3. Набор клиентов, как для индивидуальной работы, так и в терапевтические и развивающие группы

Вопрос: Чем отличается данное сообщество от других психологических сообществ на Diary.ru?
Ответ: Есть несколько важных отличий
Во первых вас здесь вас гарантированно проконсультирует специалист.
Что бы не быть голословным немного о себе как специалисте
читать дальше
Во вторых здесь вам окажут именно профессиональную консультацию, а не дадут набор советов

Вопрос: Почему вы организовали это сообщество на Diary, а не в том же контакте или ЖЖ?
Ответ: Все очень просто. Я сам здесь обитаю, и поэтому мне удобней устроить площадку здесь

Вопрос: Возможно ли анонимное обращение?
Ответ: Да. U-mail в вашем распоряжении

Вопрос: А это бесплатно?
Ответ: Первичная консультация в интернете бесплатно. Частное консультирование, уже за деньги.

Вопрос: А почему вы не хотите помогать бескорыстно?
Ответ: Я придерживаюсь мнения, что любой труд должен быть оплачен. Ну и потом, люди гораздо больше ценят то, ради чего им пришлось выложить значимую сумму.
Так что оплата работы не только приятно согреет мой карман, но и мотивирует клиента на работу, что увеличит КПД консультации

Вопрос: А какая цена одной частной консультации?
Ответ: Вопрос с ценой очень сложен. Важно что бы сумма которую вы заплатите, была для вас ощутима но не критична. Поэтому вопрос цены всегда индивидуален и обсуждается в U-maile

Вопрос: А вы не боитесь, что все будут обращаться за помощью в инет, а на частное консультирование пожалеют денег?
Ответ: Ну как вам сказать. Во время частного консультирования, в реальном времени, у меня больше инструментарий для работы и соответственно работа более эффективна. Ну а дальше пусть люди сами решают что для них более важно.

Вопрос: Что значит "делитесь только позитивным опытом"?
Ответ: В смысле опытом, "победы" над проблемой.

Ну если привести пример то это будет выглядеть так:
"Клиент" - Знаете у меня есть проблемы в семье. Я постоянно ссорюсь с родителями
"Комментатор" - Знаете у меня когда то было тоже самое. Мы с родителями постоянно ругались. Но потом я нашел работу, переехал в отдельную квартиру, завел девушку и стало полегче. А где то через полгода совсем стало нормально...

Причина этого правила проста. Негативный опыт может еще больше травмировать клиента.
Негативный опыт- это когда человек делится своей нерешенной проблемой.

Например это может выглядеть так:
клиент "Знаете у меня есть страх попасть под машину"
комментатор "О да я вас прекрасно понимаю. Меня 10 раз сбивала машина, из-а этого я стал инвалидом меня никто не любит, и решил покончить с собой"

Как вы понимаете, такой ответ не только не поддержит клиента, но и навесит ему кучу новых проблем

Вопрос: Среди читателей сообщества есть тролли, почему вы их не забаните?
Ответ: Я являюсь гарантом исполнения правил. Пока тролли не начали здесь колобродить у меня нет причин их банить. Будут троллить или по другому нарушать правила, будут забанены. Не будут, пусть живут

14:20 

О моем подходе в консультировании

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог

1. ЧТО ТАКОЕ ДИСТРЕСС

читать дальше

2. КАК РАБОТАТЬ С ДИСТРЕССОМ


читать дальше

©URL записи

16:42 

ВАЖНОЕ

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
В Санкт-Петербурге объявляется набор в терапевтическую группу по работе с зависимостями отношений (любовной, сексуальной и избегания).


Существуют три вида ависимостей отношений — любовные, сексуальные и
избегания
, которые соприкасаются друг с другом.


Любовная
зависимость — это зависимость отношений с фиксацией на другом
человеке.
Эта зависимость заключается в том, что объекту любви уделяется непропорционально много внимания и времени. Человек забывает о себе и своих интересах, вне этих отношений.
Зависимость избегания — Это обратная сторона любовной зависимости. Если при любовной зависимости, человек стремится постоянно быть рядом с любимым, то аддикт избегания, хочет быть, максимально дистанцированно от того кто его любит. В то же время, он не разрывает этих отношений, оставляя их в тлеющем состоянии так как получает от них психологическую выгоду.
Сексуальная зависимость - Заключается в том что объектом зависимости является секс. При сексуальной зависимости человек не может контролировать свое сексуальное поведение и продолжает его не смотря на то что сталкивается с неприятными последствиями.

Немного о группе:
Мы предлагаем вам поле, для исследования себя в своих отношениях.


Ведущие группы: Ратнер Лев и Самсонкина Екатерина

Ратнер Лев
Закончил институт специальной педагогики и психологии, по специальности "специальная психология" и специализацией "клиническая психология" (скан диплома)
Закончил курсы психологического консультирования (скан сертификата). На данный момент работает педагогом-психологом в специальной коррекционной школе VII вида.
Научные интересы лежат в областях:
1. Профилактики и коррекции зависимого поведения
2. Психоконсультирования

Самсонкина Екатерина
В 2004 году окончила МИГИП по гештальту и психодрамме
В 2010 закончила РГПУ им. Герцена, по специальности управление персоналом
Научные интересы лежат в области:
1. Психодрамы
2. Гештальт-терапии

группа в контакте


Стоимость участия в группе 200р. Количество человек ограничено

 

@темы: объявления

02:51 

О процессуальной сказкотерапии

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Я думаю большинство из тех кто читает этот пост, слышали про такую вещь как арт-терапия.

Сегодня я хочу немного рассказать об одном из видов групповой арт-терапии, а именно процессуальной сказкотерапии.


Процессуальная сказкотерапия принадлежит к семейству расстоновок (наиболее яркими представителями которого являются психодрамма и расстановки по Хеллингеру). В основе этого метода психотерапии лежат идеи Юнга, Минделла и Проппа.

Собственно в идея Проппа и содержится весь цимес. Но обо все по порядку.
Во первых Пропп, не был психологом ни разу, а был он лингвистом. И изучал Пропп сказки. Сказки он изучал разные: народные и авторские; бытовые и про зверей. Но нам интересны его исследования в области волшебной народной сказки.

Почему именно такой вариант? Об этом чуть позже.

Итак изучая народные волшебные сказки, Пропп выяснил, что структура таких сказок у все народов одинакова.
Вкратце она заключается в следующем.
Живет в сказке главный герой (назовем его протогонист). Живет он себе, никого не трогает, в общем счастлив он. Но тут приходит какая то сволочь (назовем для приличия ее антогонистом) и отнимает это счастье.
Ну и че делать нашему герою? Отправляется он возвращать свое счастье. Но антогонист, зверюка сильная, просто так счастье не вернет, а своими силами протогонист его не одолеет. Ему для этого нужен волшебный дар (например меч кладенец).
А где этот волшебный дар получить? А получить его можно у Дарителя. Но даритель он тоже сволочь (хоть и не такая как антогонист), и волшебный дар он даст, только если протогонист что то сделает для него (Например поработает на дарителя бесплатно 30 лет и 3 года). Но все не так печально. У протогониста обычно есть помощники. Они конечно не будут делать работу за главного героя, но могут помочь чем то другим (например советом или добрым словом). Правда и они помогают, не просто так, а потому что когда то давным давно, главный герой помог им.

Итак получил наш главный герой волшебный дар, дальше он идет к антогонисту и мочит его в сортире... Потом берет свое счастье и возвращается домой. Усе хэппи энд.

В волшебной сказке роли могут совмещаться (например антогонист и даритель), могут появлятся другие персонажи... Но структура неизменна

Чуть выше я обещал рассказать почем мы используем в терапии именно волшебную сказку. На то есть несколько причин:
1. Такие сказки хорошо иллюстрируют жизнь
2. Это великолепнейшая метафора для проблемной ситуации "было счастье, а потом появилась проблема и счастью кирдык"
3. Такие сказки несут послание: "Для того что бы чего то получить, надо что то сделать"
4. Написание волшебной сказки терапевтично само по себе

Итак про Проппа я рассказал. Но при чем тут Минделл и Юнг. Что ж расскажу и о их влиянии.

Как происходит терапия? Сначала клиент сочиняет сказку (в этом ему помогает терапевт, который напоминает о структуре сказки, и всячески поддерживает клиента).
Потом с помощью терапевта он обозначает роли (это могут быть как живые персонажи, так и неодушевленные предметы, например камни и деревья).
Дальше следует очень важный шаг. Клиент распределяет роли. То есть каждый член группы (кроме терапевта и клиента естественно), получает свою роль.
Как вы догадались здесь на сцену вступает Юнг с его теориями на тему всеобщего бессознательного.

Ну вот выбор произошел и в этот момент терапевт говорит волшебную фразу:
"Все слышали сценарий. А теперь играйте так как чувствуете и хотите. Если посчитаете нужным, то вы можете от сценария отклонится, либо наоборот его придерживаться"

В результате обычно, сказка идет не так как написано в сценарии и выявляются ошибки структуры (которые в дальнейшем помогают увидеть ситуацию по новому). Как вы наверно понимаете, этот трюк свиснут из процессуальной терапии Минделла.

Вы думаете терапия на этом закончилась? Как бы не так.

После того как скака сыграна, следует три круга.
В первом круге человек говорит что он делал и чувствовал будучи героем сказки
Во втором круге разбирается структура сказки (кто был на самом деле главным героем, дарителем, антигероем, в чем на самом деле заключался волшебный дар и т.д. и т.п.)
И третий круг самый важный вопрос. "Как то что вы делали в сказке связано с вашей жизнью?"


В заключение хочу отметить, процессуальной сказкотерапии очень важным терапевтическим инструментом является метафора. Потому что она позволяет вытащить из бессознательного то что там глубоко запрятано.

12:14 

Ликбез

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Есть у меня смутное подозрение, что все кто читают мое сообщество, знают что существуют психиатры, психотерапевты и психологи.

Но сомневаюсь что все понимают чем они друг от друга отличаются.

Я попробую прояснить.

1. Психиатр. Медицинская специальность. Взаимоотношение с человеком по принципу Врач-пациент (Т.е. человек должен выполнять предписания врача). Основной используемый метод терапии медикаментозный. Основная сфера деятельности общая и частная психопатология (от клинических депрессий и фобий, до психозов и расстройств мышления). Соответственно психиатр - работает в основном с людьми у которых есть психические заболевания и расстройства.

2. Психолог. Нечто среднее между педагогикой, медициной, социологией и философии (короче совершенно непонятная и отдельная область знаний). Взаимоотношение с человеком по принципу Консультант-клиент (т.е. психолог, может что то рекомендовать, но выполнять его предписания не обязательно). Методы работы: психотерапия и психоконсультирование (эти понятия настолько близки, что не все могут понять различия между ними). Основная сфера деятельности: психологические проблемы человека (страхи, проблемы во взаимоотношениях, психологическая беспомощность, переживание потери близких, ПТСР, вина, самооценка и т.д. и т.п.). Клиентом психолога, может быть как психически здоровый, так и психически больной человек. Но работает психолог, только с психологическими проблемами

3. Психотерапевт. Медицинская специальность. Нечто среднее между психиатрией и психологией. Взаимоотношение с человеком врач-пациент. Используемые методы терапии: психотерапия и фармакология (в зависимости от предпочтений и необходимости). Может работать как с психологическими проблемами, так и с некоторыми проявлениями психопатологии (клинические депрессии и фобии). Клиентом психотерапевта может быть как психически здоровый, так и психически больной человек. Психотерапевт работает с психологическими проблемами и незначительной психопатологией.

UPD Решил добавить про психоанализ
4.Психоанализ - это одна из парадигм в психотерапии (яркий представитель так называемого психодинамического направления). В США психоаналитик должен иметь диплом врача, и соответственно он является психотерапевтом исповедующим психоанализ.
У нас для получения сертификата и диплома психоаналитика, не обязательно иметь медобразование. Посему у нас психоаналитик может быть как частным вариантом консультирующего психолога, так и частным вариантом психотерапевта.
Психоанализ довольно спорная штука. И имеет ряд ограничений.
В тоже время, хочу отметить что многие методы и понятия вышли и психоанализа


UPD2 Кстати часто бывает что у психиатра вторым образованием идет психотерапия. Тогда он совмещает эти роли

@темы: Ликбез

13:05 

О профессиональной психогигиене или для чего психологу нужен свой психолог?

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Общаясь довольно с большим количеством успешных психологов и психологов студентов, я пришел к парадоксальному, на первый взгляд выводу. В большинстве своем, учится на психологов идут люди с огромным количеством своих психологических проблем.
Если призадуматься, то это не удивительно, психолог - это прежде всего человек, а тараканчиков за свою жизнь психолог зарабатывает немало.

Но такая ситуация не является позитивной. Почему? Очень просто, основным инструментом психолога является его личность. И работает он тем эффективней, чем меньше у него тараканов. Ведь именно отсутствие этих таракашек помогает увидеть ситуацию шире, и показать клиенту ее во всей красе. В то же время если у консультанта есть позитивный опыт, когда он имел ту же проблему, но смог ее осознать и с ней справится, так же весьма помогают в работе.
Именно поэтому когда люди учатся на психолога консультанта, в профильных институтах (например восточно-европейском институте психоанализа или восточно-европейском гештальт институте) то для получения сертификата им нужно обязательно пройти энное количество часов индивидуальной терапии


Но вот психолог проработался и получил сертификат и готов консультировать. Должен ли он посещать психолога?
Да должен. Причина вот в чем, жизнь не стоит на месте и на месте старых тараканчиков появляются новые. Более того иногда клиенты приходят и ты понимаешь что где то влип по самое не могу.

И вот тогда на сцену выходит супервизор. Супервизор - это такой специально подготовленный психолог, который помогает понять консультанту, чего он делал, зачем он делал, накосячил ли он, и если накосячил то где.

После чего супервизор может посоветовать либо методически подтянуться либо направит к другому психологу (поскольку задачей супервизора не является индивидуальная терапия).


Именно поэтому грамотный психолог (да честно говоря и психотерапевт и психиатр), нуждаются в своем психологе.


К сожалению в нашей стране, далеко не все специалисты, следуют этому правилу психогигиены. Почему? Причин много и у каждого они свои.

В то же время я знаю огромное количество психологов которые постоянно работают со своим терапевтом.

@темы: Ликбез

19:17 

О психологической этике. Ликбез

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
Недавно у себя на основном дневнике, написал пост о психологической этике.


Некоторое время назад я придумал одну метафору. Звучала она так "психологи они как хирурги - профессиональные сволочи, по живому режут".
Но сходство не только в этом. Неправильность действий психолога, вполне себе может ухудшить состояние клиента (ну или группы клиентов).
Поэтому профессионализм психолога зависит не только и не столько от уровня его теоретических знаний, и даже не от методической и методологической подготовки. Профессионализм психолога, прежде всего зависит от того насколько он способен строить свою деятельность, учитывая этические нормы и принципы.

Самый главный принцип психолога - это:
1. НЕ НАВРЕДИ.
читать дальше

Впрочем есть не менее важные принципы. Сейчас я их перечислю:
2.Принцип конфиденциальности
читать дальше
3.Принцип добровольности
читать дальше
4. Принцип компетентности
читать дальше
5. Принцип профессиональной кооперации
читать дальше
6.Принцип благополучия клиента
читать дальше
7.Принцип ответственности
читать дальше
8. принцип этической и юридической правомочности
читать дальше
9.Принцип морально-позитивного эффекта
читать дальше

@темы: Ликбез

18:32 

Про эффективность психоконсультирования и его научность. Ликбез

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Один из моих любимейших каламбуров звучит так "Философия - это теоретическая психология, а психология - это практическая философия". Почему мне нравится этот каламбур? Потому что он очень точно отражает такую отрасль психологии, как психоконсультирование.

Дело в том что в психоконсультировании не так много науки как кажется. По сути на науку опирается только когнитивно-поведенческая психотерапия (именно она имеет теоретическое, методическое и научно-эмпирическое обоснование), все остальное - это философские практики. То есть с опорой на некоторые наблюдения были созданы некие философские концепты описывающие личность, ну и как следствие с опорой на эти концепты были создавались теории личности и методы работы с ними (психоанализ, гештальт, экзистенция, трансактный анализ, эго-психология и т.д и т.п.)

Но самый большой парадокс психотерапии заключается в том, что несмотря на свою ненаучность - эти философские практики работают.
Более того исследования К.Граве показали что "независимо от того, какой метод применялся, оказалось, что раскрывающие методы, с помощью которых ищут ответы на вопросы, почему и как возникли проблемы, по степени эффективности не отличаются друг от друга" (цит. по Александрову А.А. Интегративная психотерапия).

Исследования Менингера показали что при довольно длительной раскрывающей терапии (от 20 сессий и больше) ее эффективность составляет 60% (40% значительное улучшение и 20% умеренное улучшение). В то же время следует отметить, что у 40% пациентов не смотря на терапию в течении нескольких лет, положительных сдвигов не было.

В то же время некоторыми учеными было замечено, что когнитивно-поведенческая терапия, зачастую более эффективна (некоторые ученые указывают цифры в 1,5-2 раза), чем раскрывающая.

Впрочем причин здесь проста. Целью когнитивно-поведенческой терапии, является преодоление насущных поведенческих проблем (зачастую это просто тренировка определенных навыков), а целью раскрывающей терапии является более ясное понимание себя и почему они ведут себя так, что эти проблемы возникают. А измеряют именно поведенческие изменения, а не количество и качество инсайтов

Ну как пример. Юноша не может строить отношения с девушками. Более того он необычайно робок и ему трудно с ними разговаривать.
И дальше он может пойти учится пикапу (считая что после того как он научится снимать девушек, он смоет легко строить с ними отношения) - это будет поведенческая терапия; а может пойти на раскрывающую терапию, что бы понять, что же именно ему мешает эти отношения строить. С одной стороны не факт, что это ему поможет, с другой стороны - это потребует большего количества времени, ну а с третьей куш гораздо больше.

Именно поэтому, когда у психолога, возникают проблемы, он должен идти на раскрывающую терапию, а не на поведенческую


В общем что я хотел сказать, психоконсультирование это такая странная штука, которую можно охарактеризовать простой фразой "непонятно почему, не понятно как, но - это работает"

Литература
Александров А.А. Интегративная психотерапия. Питер 2009

@темы: Ликбез

15:58 

О психотерапии и психологическом консультировании. Ликбез и немного методологии

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Сначала в двух словах чем отличается психологического консультирование от психотерапии.
Я как то уже писал, чем отличается психолог от психотерапевта, а про различие консультирования и психотерапии забыл.

Основное различие лежит в области целей. Но это различие порождает массу более мелких, хотя и не менее важных.

Цель психотерапии - это достижение устойчивых личностных изменений.
Цель психологического консультирования - это помощь в разрешении проблемной ситуации.

Психотерапия, как вы наверно догадываетесь штука весьма долгая (Ведь даже для того что бы нарастить мышцы или сбросить вес нужно время, а психика гораздо труднее поддается изменению) и может быть как медикаментозной так и не медикаментозной.

Психологическое консультирование, штука наоборот краткосрочная. Поскольку целью консультанта является не личностный рост клиента, а помощь в поиске решения конкретной ситуации.


И здесь ликбез кончается, и начинается кусок поста посвященный методологии. На самом деле - это будет не методология, а мой опыт и мысли на тему, но это тоже из этой серии.

Итак как же определить, что нужно человеку, психотерапия или психологическое консультирование? И как говорить про время с клиентом?

Все просто, нужно исходить из запроса клиента. Если человек пришел с желанием разрешить хроническую проблему (Ну например муж и жена каждый день скандалят друг с другом), то тут нужна психотерапия

А если человек пришел с ситуативной проблемой. (Ну например, его позавчера кусила собака его друга, и он теперь - эту собаку боится и из-за этого не ходит к другу в гости). В данном случае можно обойтись только консультированием.

Ну хорошо для себя мы определили, терапия тут нужна или консультация, а как сказать об этом клиенту?
Не поверите, но говорить нужно... Честно!!! То есть пришел к вам клиент с запросом и вы понимаете что, там нужна психотерапия. Мой опыт показывает, что если клиенту объяснить почему для решения его запроса нужны личностные изменения, и пояснить что это потребует времени, то клиент отнесется к этому адекватно. Он может согласится, а может и отказаться (и он имеет на это право), но в любом случае - это даст ему пищу для размышлений.

А вот как определить точно количество сессий - этого я не скажу. Потому как сам не знаю. Для консультирования может хватить и одной сессии (хотя иногда их количество достигает и пяти), а вот определить длительность психотерапии - это тяжко.
Я знаю несколько мнений на этот счет.
1. Психотерапия должна длится столько месяцев, сколько лет клиенту (То есть если человеку 24 года, то его психотерапия должна длится 24 месяца)
2. Длительность психотерапии определяется самим клиентом. По другому говоря, пока клиент не почувствует качественных и системных изменений в своей жизни (Обычно на это требуется время не менее года)
3. Психотерапия может длится (при желании клиента) всю жизнь

Честно говоря, мне больше всего по душе второй вариант. Но как и везде в нем есть свои минусы.

@темы: Ликбез

15:59 

Немного философии или размышления о морали и нравственности с серьезным видом

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Ну сначала определимся с понятиями, что такое мораль, а что такое нравственность. В чем их схожесть, а в чем различие?

Если взглянуть в психологический словарь Артура Ребера и почитать определения морали и нравственности можно выяснить три вещи.
1.
И мораль и нравственность - это система установок и убеждений,
регламентирующих поведение (здесь должен быть значок "Внезапно";)
2. Мораль - это система установок привнесенных извне
3. Нравственность - это система убеждений, возникших в результате того что человек сам чего то осознал и понял


Если создать модель
человека усредненного, можно увидеть три психологических этапа, которые
завязаны на возраст (Хотя к сожалению физиологический возраст не всегда
соответствует психологическому).
Этап первый - это детство.
На этом этапе ребенок зависит от родителей и соответственно вынужден
жить по их правилам. Именно родители говорят ребенку что такое хорошо, а
что такое плохо и показывают это на своем примере. Так у ребенка
возникают моральные установки. Ну а если родители говорят одно а делают
другое, то моральные установки становятся весьма шаткими.
Этап второй - это наш любимый подростковый возраст.
На этом этапе наш маленький (а может уже и совсем даже не маленький)
человек ищет свои границы и стремится к независимости. Родительские
установки постепенно отваливаются и подросток начинает жить без правил
Этап третий - это взрослость
Пожив некоторое время без чужих установок и правил, и ощутив
последствия наезда на чужие границы, человек вырабатывает для себя некие
нормы, которые и называются нравственностью.

Так вот, мое
глубокое убеждение заключается в чем: Для того что бы у человека
появились свои нравственные установки, он должен пройти этап аморального
(в широком смысле этого слова) поведения.

Более того, нельзя
воспитать нравственного человека, независимо от того, пользуетесь ли вы
религией или моральным кодексом строителя коммунизма

16:02 

Роль контракта в психотерапии

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Помните я обещал накатать пост о роли контракта в психотерапии? Время настало.
Да
предупреждаю, мысли которые я сейчас буду излагать, сформировались как
последствие воркшопа на ВЕГИшной конференции и поэтому они еще не очень
структурированы.

Итак, что же такое психотерапевтический
контракт? Вроде кажется что это просто формальность. Но на самом деле,
контракт - это то, что превращает посиделки, в психотерапию. А если
говорить более приземленно, то контракт - это то, что может превратить
обычный разговор за жизнь, в работу. В работу у которой есть изначальный
запрос, цель, границы, и понимание правил игры.

Но обо всем по порядку. Очень часто к психологу, приходят люди, с запросом, который ну не совсем психологичный.

Ну например приходит клиент и говорит: "у меня все плохо" и вот так вот с кондачка с этим работать нельзя.

Как же заключается этот самый волшебный контракт. Нужно пройти несколько шагов
1. Мы выясняем что клиент имеет ввиду под плохо
2.
Мы выясняем чего он собственно хочет (причем важно узнать чего он
хочет, а не того чего он не хочет). Сейчас попробую прояснить. Пришел к
терапевту клиент и говорит у меня все плохо: жена ушла, сын наркоман,
денег нет.
И в этот момент терапевт задает вопрос, а чего вы дорогой
мой клиент хотите? Осознание корней проблемы - это одна работа, научится
жить с этим другая, понять что делать дальше третья
3. Итак мы
выяснили запрос, теперь мы выясняем какие ожидания. То есть как клиент
представляет свою жизнь после решения запроса. Почему это важно? С одной
стороны - это мотивирует клиента (если цель ясна, то к ней легче идти),
с другой мы можем отсеять нереальные ожидания
4. Мы обсуждаем какая
ответственность за работу у клиента, а какая у терапевта. Т.е. клиенту
объясняется, что терапевт отвечает, только за то что он организует
пространство и работу. Но за результат может отвечать только клиент
(терапевт не может уйти глубже чем позволит ему сам клиент, он не
всемогущ). Так же мы обговариваем то какие санкции будут при нарушении
контракта и прочие организационные вопросы, типа как грамотно завершить
терапию раньше срока.
В чем важность - этого шага? Все очень просто, с
одной стороны - это безопасность для психолога. Да и клиенту это
полезно (это опять таки проработка ожиданий)

Собственно скажу
больше грамотно сформулированный контракт - это одна из самых больших
частей психотерапии. Почему? Все очень просто контракт выводит на
истинный запрос (а правильный вопрос - это половина ответа), а во вторых
обозначает цель.

@темы: Ликбез

19:33 

Философия контакта

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Парадигма школы в которой я консультирую, объясняет наличие психологических проблем у человека, нарушением контакта с миром и самим собой. Нарушается этот контакт из-за дистрессов (хочу отметить, что в школе, в которой я консультирую, понятие дистресс отличается, от терминов официальной клинической психологии).

В принципе, я уже немного писал про это, но повторюсь.

Что такое контакт? Честно я уже забыл определение. Поэтому скажу как я это понимаю.Это такой вид безопасного взаимодействия, когда человек взаимодействует напрямую с кем/чем либо, напрямую. То есть, когда образ того, с кем/чем он взаимодействует не искажается какими либо представлениями, ожиданиями и прочими субъективными няшками. Хочу заметить, что поскольку люди все таки воспринимают мир субъективно, то идеальный контакт практически не достижим все равно будут какие то искажения, но свести к минимуму эти искажения можно

Для того что бы установить контакт, нужно пройти определенные ступени.

1.Первая ступень - это интерес. Ну в качестве примера приведу свой опыт. Как то в школе, где я работал, я увидел такую картину. Стоят два логопеда, беседуют о чем то своем, мимо проходит ребенок, с ними здоровается, а они на него ноль внимания фунт презрения. Контакта, как вы понимаете не произошло. Почему так вышло? Все очень просто, логопедихам (извините за такой жаргонизм), ребенок в тот момент был просто неинтересен, а это повлекло за собой игнор. Впрочем можно привести другой пример, позитивный. Представьте вы идете по улице и видите красивую девушку (ну или красивого юношу - это уж в зависимости от предпочтений), и вам сразу захотелось с ней/ним познакомится. Почему? Все очень просто, он стал для вас интересен.
2.Вторая ступень - это вера. Ну заинтересовались вы кем то. Но пока вы не верите в возможность контакта - этого контакта не будет. Ну возвращаясь, к нашей первой аналогии, вы можете тысячу раз интересоваться красивыми девушками/юношами на улице, но если вы не верите, в то что можете с ними вступить в контакт (читай в данном случае познакомится), то контакта не будет.
А вера, сама по себе творит чудеса.И люди могут вступать в контакт не только с людьми, но и с животными и даже с неодушевленными вещами. Ну что далеко ходить. Вы никогда не слышали, как водитель обращается к машине, которая не заводится "ну давай девочка, давай".
3.Третья ступень - это отсутствие ожиданий. Ожидания сами по себе прерывают контакт. Почему? Просто вместо реальности вы начинаете строить отношения с ожиданиями от этой реальности. Ну что бы было понятней, приведу, не очень приличный, анекдот.

Молодой гусар спрашивает у поручика Ржевского
- Поручик, вы известный ловелас, как вам - это удается?
- Все очень просто. Подхожу я к даме на балу и говорю "Здравствуйте, а можно вам впендюрить?"
- Поручик, но ведь за это можно и по морде.
- Можно. Но чаще впендюриваю.

Это я к чему? В этом анекдоте у Ржевского, не было никаких ожиданий. Он понимал, что ему могут дать впендюрить, а могут дать и по морде. Да и вообще реакция будет непредсказуема. Но он это принимал, и все равно следовал за своим интересом.
Ну ладно шутки, шутками. Давайте посмотрим это на реальном примере. Недавно я увидел молодую, красивую девушку, которая спрашивала прохожих, как ей куда то пройти. Ну я и подумал, что с ней можно познакомится, в процессе, нашего разговора (когда я ей подскажу, как и куда пройти). Ну я подошел к ней и спросил: "Вам помочь?" На что получил ответ "Я уже все нашла". И контакт как вы понимаете не состоялся. В чем причина? У меня были ожидания, что девушке нужна помощь (хотя ко мне она за ней не обращалась), и пытался я с ней познакомится ориентируясь, на эти ожидания.

4. Четвертая ступень - это взаимоуважение. Это ступень нужна не столько для установления контакта, сколько для его поддержания. Вот возвращаясь к предыдущей ступени, почему у поручика Ржевского, не смотря на то что он не испытывал затруднений в знакомстве с женщинами? Все очень просто, там не было взаимоуважения. Что же такое взаимоуважение? Это соблюдение, своих и чужих границ.
Ну опять пример из жизни. Представьте класс. И этот класс травит кого то одного. Вроде и взаимодействие есть и общаются как то. Но при этом контакта нет.

00:03 

Хроническое насилие и работа с ним

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Если кто то из вас, не имея образования в области психологии/психотерапии/психиатрии решит вдруг воспользоваться этим постом, как руководством к действию. То знайте, вся ответственность за жизнь и здоровье человека, над которым вы решите такое провести ляжет на ВАС
Почему я пишу это предупреждение? Все очень просто, за свою жизнь я сталкивался с довольно большим количеством людей которые прочитали несколько книжек Фрейда, Берна, Юнга, Франкла, Фромма и т.д., и т.п. и считают себя гуру в психологии.
Так вот не фига. Для этого нужно долго учится, работать над собой и практиковаться. Нужно многое понимать. И самое основное границы своих возможностей
А еще я видел людей, которые пытались сыграть в игру "сам себе психолог", в большинстве ситуаций - это кончалось либо пшиком, либо серьезной психосоматикой.

Ну в общем я вас достаточно запугал, теперь можете читать про работу с хроническим насилием

Хроническое насилие и работа с ним

01:19 

Немного про целеполагание в психологии

Аутентичный, конгруэнтный и очень эмпатичненький психолог
18.05.2011 в 01:02
Пишет Susanin:

Немного про целеполагание в психологии
Целеполагание, одна и самых сложных штук в психологическом консультировании и психотерапии, поскольку во время этого процесса приходится работать и с такими, не побоюсь этого ругательного слова, экзистенциальными вещами как: неприятие на себя ответственности (читай беспомощностью) и внутренней системой ценностей.

Итак что же такое целеполагание в психологии?. Точного определения этому термину нет, поэтом попробую дать свое.

Целепологание - это процесс взаимодействия психолога/психотерапевта с клиентом, в ходе которого клиент восстанавливает контакт с самим собой и осознает свои истинные потребности. Исходя из осознанных потребностей, он выстраивает свою систему ценностей (читай систему координат), и в этой системе он намечает цель (то есть в этой системе координат он обозначает точку в которую хотел бы попасть). Ну и последний шаг - это проложить путь к намеченной цели.


В принципе процесс целеполагания, занимает весьма долгое время (если конечно нет очень конкретного запроса), но даже за одну консультацию можно добиться очень многого.

Вот одна из схем работы с целеполаганием.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Если кто то из вас, не имея образования в области психологии/психотерапии/психиатрии решит вдруг воспользоваться этим постом, как руководством к действию. То знайте, вся ответственность за жизнь и здоровье человека, над которым вы решите такое провести ляжет на ВАС

читать дальше
В принципе есть еще варианты, но описывать их все мне лениво

URL записи

@темы: Ликбез

13:58 

Про воспитание

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Нашел любопытный пост. И знаете я согласен с тем что написал автор, а поэтому копирую его сюда, без правок

читать дальше

02:34 

Закон СПб о психологической помощи

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Проект закона «О психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге» (офф-топиком помечены мои комментарии)

ПРЕАМБУЛА
читать дальше

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе.

читать дальше
Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона
читать дальше
Статья 3. Законодательство Санкт-Петербурга о психологической помощи
читать дальше
Статья 4. Применение настоящего Закона
читать дальше
Статья 5. Добровольность обращения за психологической помощью
читать дальше
Статья 6. Права получателя психологической помощи
читать дальше
Статья 7. Представительство граждан, которым оказывается психологическая помощь
читать дальше
Раздел 2. Обеспечение психологической помощью и социальная поддержка лиц, нуждающихся в психологической помощи

Статья 9. Основные виды и формы психологической помощи
читать дальше
2. Психологическая помощь населению в городе Санкт-Петербурге оказывается в следующих формах:
читать дальше
Статья 10. Оказание экстренной психологической помощи в кризисных ситуациях
читать дальше

Раздел 3. Система психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге. Учреждения и лица, оказывающие психологическую помощь.
читать дальше
Статья 13. Право на деятельность по оказанию психологической помощи
читать дальше
Статья 14. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге
читать дальше
Статья 15. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Санкт-Петербурге
читать дальше
Статья 16. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Санкт-Петербурге.
читать дальше
Статья 17. Требования к лицам, включенным в Реестр
читать дальше
Статья 18. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь в городе Санкт-Петербурге
читать дальше
Раздел. 4. Контроль за деятельностью по оказанию психологической помощи

Статья 19. Органы уполномоченные осуществлять контроль.
читать дальше
Раздел 5. Обжалование действий по оказанию психологической помощи

Статья. 20.Порядок и сроки обжалования
читать дальше

Статья 21. Порядок рассмотрения жалобы в суде
читать дальше
Статья. 22. Порядок рассмотрения жалобы в вышестоящем органе (вышестоящим должностным лицом)
читать дальше

Статья. 23. Ответственность за нарушение настоящего Закона
читать дальше
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
читать дальше

14:41 

О супервизиях. Ликбез

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Не так давно я писал пост о процесс-анализе и походу упомянул про такую замечательную вещь, как супервизия.

И вот сегодня сделать на эту тему отдельный пост

Итак начнем с определений
Супервизия (лат. super — сверху, над + visio — видение) - один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии, педагогики, медицины и социальной работы (да и в других помогающих областях)

По сути своей супервизия - это особая форма психологического консультирования, направленная на оптимизацию процесса взаимодействия специалиста и клиента/ученика/пациента, и выяснение причин которые мешают этому взаимодействию.

Вести супервизию должен специально подготовленный человек - супервизор (конечно иногда супервизию может вести и не подготовленный специалист, но тогда встает вопрос о экологичности процесса).

Супервизия может иметь разные формы, и у нее может быть множество мишеней.

Начнем с форм.
читать дальше

Теперь кратенько о мишенях (они же задачи).

читать дальше

К сожалению в нашей стране институт супервизий не распространен. Хотя стоит отметить что частично его могут подменять медицинские консилиумы у врачей, и педсоветы у педагогов. Но в любом случае, полностью заменить супервизию они не могут, так как методы и цели у них отличаются.

Цель педсоветов и консилиумов - это работа с объективной реальностью, цель супервизии работа прежде всего с субъективной реальностью, и уж через нее добираться к реальности объективной

14:54 

Про психосоматику. Ликбез

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Вот обещал написать пост про психосоматику, а сейчас думаю а про что тут собственно писать? Ладно пусть пойдет как пойдет

Ну начнем собственно с определения
Термин
"Психосоматика", возник в результате интимной связи двух греческих слов
"psyche" (по русски - это душа) и soma (или попросту говоря тело).
Соответственно
психосоматика - это область знаний, которая изучает взаимосвязь
психических и соматических (читай физиологических) процессов.
Соответственно психосоматика стоит на стыке медицины и психологии.

Психосоматика может проявляться на трех уровнях:
Первый уровень -
это психосоматическая реакция. Суть этого явления заключается в
следующем: из-за воздействия какого либо эмоционального стрессора
появляются соматические реакции. Ну например при страхе - это может
быть повышенная потливость и дрожь в коленках, при агрессии повышение
повышение давления и т.д. и т.п.
Второй уровень - это
психосоматические (иногда их еще называют фукциональные расстройства).
Вроде организм человека в порядке, а функций своих не исполняет и
болеет.
Третий уровень - это психосоматические заболевания.
Это психогенные (то есть возникшие на психологической почве)
заболевание, сопровождающиеся соматическими нарушениями. К
психосоматическим заболеваниям, можно отнести:
1. Ряд кожных заболеваний (например нейродермит)
2. Кардиологию (инфаркты наше все)
3. Проблемы желудочно-кишечного тракта (язва - это тоже к нам)
4. Эндокринология (например сахарный диабет точно не помню какая форма. вроде инсулиннезависимая)
5. Бронхиальная астму и некоторые виды рака
6. Сексуальные дисфункции
7 Инсульты
8. Ревматоидный артрит
9. И ряд прочих заболеваний и имя им легион!!!
10. Ну и зависимости я бы тоже отнес к психосоматике ;-)

Так же к психосоматике относятся так называемые фантомные боли
Эта ситуация, когда болят отсутствующие части тела


Я думаю всем понятно, что на уровне психосоматических заболеваний первичной становится роль врача, а психолог выполняет вспомогательную функцию. Он работает как с психосоматическими проявлениями (корни проблемы) так и с внутренней картиной болезни.
А врач лечит тело

Я здесь уже употреблял такое слово как стресс. Настала пора раскрыть его значение.
Стресс
- это неспецифическая реакция организма, на какое либо воздействие (или
по другому говоря стрессор). Стресс может быть как физический (поднятие
тяжестей например), так и эмоциональный. Но далеко не все стрессоры для
человека разрушительны, некоторые очень даже помогают и даже приносят
радость (например хорошая музыка)
Так появилось два термина:
1. Эустресс - это адаптивная реакция на стрессор. То есть человек приспособился к воздействию и живет дальше и все него гуд
2.
Дистресс (на каком то из басурманских языков - это означает страдание,
что как бы намекает). Собственно - это ситуация, когда человек не может
адаптироваться к воздействию стрессора. Ну а если он не адаптируется то
организм начинает двигаться в сторону рарушения. Собственно дистресс -
это и есть та самая почва и которой вырастают различные психосоматозы.

Кстати нужно понимать что сила стрессора зависит не только от его интенсивности но и от времени его воздействия

:ps:Кстати
в психосоматической медицине, есть так называемый психосоматический
подход. Который заключается в утверждении, что в этиологии
(происхождении) любого соматического заболевания лежат психологические
причины.
ИМХО конечно, но мне кажется что этот подход, одновременно и
верен и неверен. Да действительно психика и соматика, крепко завязаны. И
наверняка, даже в переломе руки можно выкопать какие то эмоциональные
предпосылки. Но все сводить к ним... По моему - это уже некоторое
переоценивание и утрирование. И вообще я считаю что иногда инфаркт - это
просто инфаркт.
Впрочем даже если инфаркт - это просто инфаркт, те
эмоции которые во время него возникают - это и почва для работы и ресурс
для дальнейшей жизни

@темы: Ликбез

14:55 

Про психосоматику. Вариант работы

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
Здесь я писал про психосоматику. Сейчас я вкратце расскажу как с этим работать.



Но сначала краткое содержание первой части.

1.
Психосоматика: это область знаний, которая изучает взаимосвязь
психических и соматических (читай физиологических) процессов.
Соответственно психосоматическая медицина изучает взаимоотношение
психических и соматических процессов в этиологии и течении заболевания.


2. Психосоматика может проявляться в виде психосоматических
реакций, психосоматических расстройств, и психосоматических заболеваний.



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Если кто то из вас,
не имея образования в области психологии/психотерапии/психиатрии решит
вдруг воспользоваться этим постом, как руководством к действию. То
знайте, вся ответственность за жизнь и здоровье человека, над которым вы решите такое провести ляжет на ВАС


Ну это была присказка, а теперь собственно сама сказка.

Среди
людей которые занимаются психосоматической медициной очень популярным
является выражение "Симптом - это попытка болезни вылечить саму себя". И
хочу сказать что определенная логика здесь есть. Ну например возьмем
тот же фурункул. В чем его суть. Под кожу попадает инфекция, белые
кровяные тельца - эту инфекцию окружают, и когда чирей лопается, вместе с
гноем выходит и инфекция.

Но это так лирическое отступление.
Итак как я уже сказал, с точки зрения врачей и психологов, занимающихся
психосоматической медициной, симптом - это попытка решить какую то
проблему.

Соответственно для того что бы работать с
психосоматикой, нужно понять, а какая же психологическая проблема за
этой психосоматикой стоит.

По сути - это чистой воды работа с бессознательным.

Техник работы множество. Один из моих любимых способов, основан на следующих принципах

1. Персонификация симптома. То есть клиент создает некий образ симптома, и дает ему имя.

2. Разговор с симптомом. С помощью определенных приемов устраивается диалог симптома с человеком

Как
результат человек осознает, какой ресурс, несет его симптом, и как им
можно пользоваться (дальше симптом уходит, как ненужный).

Есть и другие варианты, но это уже другая история

14:57 

Внутренняя картина болезни. Ликбез

Susanin
Успеха добивается не самый талантливый и тем более не самый достойный, а самый упорный. Потому что ему больше всех надо.© Народная мудрость
В далекие, далекие времена я писал пост о психосоматике, продолжить тему
психологической работы с заболеваниями и написать про внутреннюю
картину болезни.

Начнем с определения. Официального я не помню,
поэтому выдам на пальцах свое. ВКБ - это совокупность знаний и
представлений, ощущений, эмоциональных переживаний и чувств, волевых и
поведенческих проявлений, связанных с заболеванием.

Как понятно из определение, в ВКБ есть следующие составляющие:
1. Рациональная - знания и представления о заболевании
2. Сензетивная - как человек ощущает эту болезнь
3. Эмоциональная - чувства и эмоции по поводу заболеваний
4 Волевая - мотивация на излечение
5. Поведенческая - поведенческие проявления

Теперь поговорим о типах отношения к своему заболеванию (здесь я просто втупую скопирую классификацию А.Е. Личко)

Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
Эргопатический – «уход от болезни в работу».
Анозогнозический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».
Тревожный
– беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.
Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и
преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.

Неврастенический – поведение по типу «раздражительной
слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного
(особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.
Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).
Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.
Сензитивный
– чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что
окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.
Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.
Паранойяльный
- уверенность, что болезнь является результатом чьего-то умысла, а
осложнения в лечении являются результатом халатности мед персонала.
Дисфорический – мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем

Ну и соответственно в зависимости от типа отношения к своему заболеваниюю, человек будет по разному себя вести.

Типы поведения при заболевании
Адекватное - то есть человек адекватно оценивает свое заболевание, его прогноз, мотивирован на лечение.
Гипонозогнозия
- человек приуменьшает серьезность своего заболевания и не желает
лечится. Ну например у человека температура 38 а он идет работать
Гипернозогнозия - преувеличение тяжести болезни неосознанное (обычно у старушек),
Утилитарное
- человек осознано преувеличивает тяжесть своих симптомов, для
получения выгоды и манипуляций другими. Например человек с больным
сердцем котороый постоянно говорит окружающим что бы ему не давали
никакой работы, так как он болен
Агровация -преувеличение признаков болезни осознанное, но не с целью выгоды. Анозогнозия
- подсознательное отрицание болезни. Характерно для зависимых. Не зря
первым шагом к излечению зависимости является признание его наличие.
Диссимуляция - Это ситуация когда человек скрывает у себя наличие заболевания (ВИЧ/СПИД, гепатиты и т.д. и т.п.).
Симуляция - полностью выдуманное заболевание с целью получения выгоды.
Ипохондрическое - кратко можно охарактеризовать двумя словами - "Я умру"

Как
вы понимаете у человека с анозогнозией шансов выздороветь, гораздо
меньше чем у человека с гармонической ВКБ. И поэтому роль
психологической работы с пациентом довольно велика


Вообще
ВКБ - это одно из основных, если не основное понятие в клинической и
медиинской психологии. Так как в медучреждениях психологическая работа
идет прежде всего с ВКБ

Если есть вопросы спрашивайте

@темы: Ликбез

Психологический кабинет

главная